Основные принципы отбора произведений искусства для детей

Какие произведения искусства следует использовать для решения задач эстетического воспитания в раннем возрасте?
Важность процесса отбора репродукций для демонстраций
Практика показывает, что от отбора произведений зависит успех введения детей в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется малыш - станет основой формирования эстетического вкуса и устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира.


Правильный отбор произведений живописи является одним из условий успешного эстетического воспитания дошкольников.
«Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком»
Карл Маркс
Гуманизация личности ребенка
Правильно осуществляемый отбор произведений искусства позволяет влиять на формирование у малыша любви к родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Через восприятие живописи происходит гуманизация личности ребенка - он пытается перенести воспринятые на полотнах отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное - он учится сопереживанию.
«Увы, такова жизнь! Она не позволяет нам устраиваться так, как нам удобно. Она не позволяет нам укрыться от эмоций и подчиняться исключительно разуму, а не сердцу»

Агата Кристи
1
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.
2
По колористическому решению следует отбирать картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные.
3
Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.
4
Также при ознакомлении малышей с живописью стоит помнить о, так называемом, принципе концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение длительного отрезка времени неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание малыша каждый раз направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

Соблюдение принципа концентричности позволяет постепенно углублять понимание художественных произведений, раскрывать новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.
5
Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.

Прежде чем показывать малышу ту или иную картину, маме следует четко представлять, о чем она, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).

6
Тема произведения
Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их взаимоотношения, природные явления.

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие темы - социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.), действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.

7

Тема одна, художники разные


И еще один важный принцип, который следует учитывать, отбирая произведения для ознакомления детей с живописью - индивидуальное творческое видение реальной действительности. Поясню, что это значит.

Разные художники видят одно и тоже явление в жизни по-разному, а значит, и полтона, созданные на одну и ту же тему, могут кардинально отличаться друг от друга. Воспринимая такие разные картины на один и тот же сюжет, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления.

Это так же влияет на становление у детей личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.


Made on
Tilda