Выразительные средства живописи

Узнайте больше об основных художественных средствах живописи, таких как цвет, рисунок, композиция, фактура красочной поверхности и выразительность мазков
Изобразительные и выразительные возможности живописи во многом зависят от свойств используемых красок; степени размельчения пигментов и связующего вещества; от инструмента и растворителей, с которыми работает художник; от поверхности основы и способа грунтовки холста, что в свою очередь влияет на способы наложения красок и колорит будущего шедевра.
Цвет
Цвет– наиболее специфическое выразительное средство, которое может вызывать различные чувственные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. В произведениях живописи цвет образует целостную систему – колорит.
Композиция
Играет в живописи большую роль, как и в других пространственных искусствах. Особенностью композиции является то, что в этом виде искусства изображение строится на плоскости.
Рисунок
Вместе с цветом организует изображение; линия ограничивает друг от друга объёмы, часто является основой живописной формы, позволяет обобщенно и детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы, образует условные границы форм и предметов.

Красочное пятно или мазок
Является для художника основным техническим приёмом и позволяет передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объёмной лепке формы, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира.


Колорит бывает теплым и холодным, и помогает художнику передать настроение картины
ЦВЕТ
Согласованность между собой цветов картины, их гармоничное цветовое единство называется колоритом. Многие художники отличаются своим неповторимым колоритом, по которому, например, можно узнать шедевры Тициана, Рембрандта, Врубеля, Репина, Шишкина, Саврасова…. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: он может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и т.д. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Сравните работы Ван Гога (холодный), Пьера-Огюста Ренуара ( теплый) и Михаила Нестерова (приглушенный). Чувствуете разницу?
Устойчивые и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения; динамические и открытые - в барокко.
КОМПОЗИЦИЯ
Это самое сложное понятие в изобразительном искусстве. Ничто так в живописи не связано с идеей, замыслом, сюжетом картины, как композиция. Композиция – это распределение изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов обихода, пространства, цвета, света и т. д., то есть того, что именуется компонентами картины. Типы композиции разделяются на устойчивые (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и динамические (где основные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), открытые (где нет центра, изображение равномерно раскрывается зрителю) и закрытые (где изображение стягивается к центру).
Примеры ниже: Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна" (композиция закрытая и устойчивая), Питер Пауль Рубенс "Охота на львов" (композиция динамическая и открытая)
Жорж Сера "Воскресный день на острове Гранд-Жатт" (пуантилизм - точечный мазок), Клод Моне "Пруд с кувшинками" (пастозный мазок), Питер Клас "Завтрак с ветчиной" (гладкое письмо).
МАЗОК
Термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, пастозным. До19 века в картинах преобладала «скрытая», гладкая фактура. Живописцы писали жидкими красками, незаметными мазками, с помощью тонких кистей. Лишь некоторые из старых мастеров (Тициан, Рембрандт, Ф. Халс) прибегали к «открытой» фактуре, накладывая мазки рельефно, что придавало большую эмоциональность и взволнованность их картинам. Импрессионисты и постимпрессионисты (Ван Гог) использовали «открытую» фактуру как важное выразительное средство.
Замечательными мастерами рисунка были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль, А. Дюрер, Рембрандт, П. Рубенс, О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, И. Репин, В. Серов и многие другие.
РИСУНОК
Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства. Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения. Уже тогда рисовали свинцовыми, серебряными и другими металлическими грифелями, итальянским карандашом, графитом, сангиной, углем, мелом, пастелью, а также жидкими материалами — бистром, тушью, разноцветными чернилами, акварелью, белилами.
(Ниже представлены работы Тициана "Похищение Европы", Микеланджело "Страшный суд" и Рубенса "Четыре части света").
Made on
Tilda